Образование

пишите нам свои вопросы, предложения, замечания office@centant.pu.ru
V. Античная цивилизация
Программа курса

 
Введение. Назначение курса – целостная, системная оценка античности, своего рода подведение итога общему изучению античной истории. Постановка проблемы: место и роль античности в истории мировой цивилизации, развитие оценочного отношения к античности как к этапу всеобщей истории, как к виду (классовой) социально-экономической формации, как к своеобразной цивилизации. Главные аспекты античной цивилизации: гражданская община, экзогенное рабство (рабство чужеземцев), высокая степень досуга и творчества свободных граждан.

I. Античная гражданская община – полис у греков и цивитас у римлян. Исторические судьбы гражданской общины: генезис, формирование, расцвет и кризис. Нормативное качество демократии. Социальные и политические условия для гармоничного развития свободного человека, гражданина.

II. Античное рабство, его главные особенности: источники, использование и положение рабов, рабство как особая общественная категория с точки зрения государственно-правовой и социально-экономической. Фундаментальное значение рабства для развития античной цивилизации.

III. Античность и варвары. Эксплуатация варварской периферии, как необходимое условие для социально-экономического развития античных обществ. Главные этапы и формы наступления античности на варварскую периферию. Проблема обратной реакции.

IV. Динамика социальных отношений в античном обществе. Проблема гармонии и социальных противоречий – единства в гражданском коллективе, с одной стороны, и противоречий между бедными и богатыми гражданами, между неполноправными и полноправными свободными, между рабами и рабовладельцами, с другой стороны. Антагонистический характер противоречий последнего рода. Проблема социальной революции в античном обществе.

V. Проблема досуга как закономерного следствия гражданского статуса и как необходимого условия для свободного развертывания творческий сил граждан.

VI. Особенности творческой деятельности в условиях античного общества: преимущественная оро-акустическая и диалектическая установка, заглавная роль общественно-политической мысли, значение красноречия как особенного инструмента общественной жизни и как важной формы выражения и развития мысли, значение театра как важного способа опробования актуальных идей в эмоционально-художественном выражении.

VII. Главные линии развития культуры в античном обществе: литература в таких ее важнейших жанрах, как эпос, лирика, драматическая поэзия и, наконец, художественная проза; наука в ее обращении к внешнему миру (натурфилософия), обществу (софисты у греков), человеку (Сократ и его школа); архитектура и изобразительные искусства.

VIII. Религия в жизни античного общества. Древнейший языческий политеизм, гражданская направленность классических античных религий, преобладающее значение обряда (молитвы и жертвоприношения). Кризис язычества в связи с кризисом классического гражданского общества и развитием религиозного сознания. Христианство как итог античного богоискательства, особая историческая миссия христианства в плане наследования и трансформации античной культуры.

Заключение. Синтез произведенных наблюдений, суммарная оценка культурных достижений античности. Проблема так называемых возрождений – повторяющихся обращений к античному культурному наследию в новое время.

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН

1. Введение. Назначение курса. Проблема целостной, системной оценки античности. Главные аспекты античной цивилизации.

2. Античная гражданская община, ее формирование и исторические судьбы.

3. Античное рабство.

4. Античность и варвары.

5. Динамика социальных отношений в античном обществе.

6. Проблема досуга.

7. Особенности творческой деятельности в условиях античного общества.

8. Главные линии развития культуры в античном обществе.

9. Религия в жизни античного общества. Особая историческая миссия христианства.

10. Заключение. Суммарная оценка культурных достижений античности. Роль античного культурного наследия.