Образование

пишите нам свои вопросы, предложения, замечания office@centant.pu.ru
Вопросы к экзамену по курсу "Историография античности"

 

А. ЗАРУБЕЖНАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ АНТИЧНОСТИ

1. Исторические традиции античности на средневековом Западе. Развитие жанра всемирных хроник. Каролингское Возрождение. Палатинская школа и Академия при дворе Карла Великого. Алкуин и Эйнгард.

2. Исторические традиции античности в Византии. Ранняя византийская филология, юриспруденция и историография. Развитие жанра всемирных хроник. Высшая школа в Константинополе. Михаил Пселл и Иоанн Ксифилин.

3. Изучение античной культуры в эпоху европейского Возрождения. Вклад итальянского гуманизма в развивающееся антиковедения (историко-литературные опыты Франческо Петрарки и Джованни Бокаччо, Платоновская Академия во Флоренции, занятия антикваров, издательская деятельность Альда Мануция, труды Никколо Макиавелли и Карло Сигони).

4. Особенности североевропейского гуманизма. Эразм Роттердамский. Гуманизм и реформация в Германии. Иоганн Рейхлин и Филипп Меланхтон. Кружки гуманистов в Англии. "Утопия" Томаса Мора. Театр Шекспира.

5. Французский гуманизм. Франсуа Раблэ. Просветительские инициативы Франциска I. Научная деятельность французских антиковедов Гильома Бюде, отца и сына Скалигеров (Жюля-Сезара и Жозефа-Жюста), Исаака Казобона. Издательское дело семьи Этьенов. Зарождение скептицизма. Антимонархический трактат Этьена де Ла Боэси, "Опыты" Мишеля Монтеня.

6. Французский классицизм. Французская Академия и придворный театр. Обоснование эстетики классицизма в трактате Буало. Исторические труды Ленэ де Тиллемона и Шарля Роллена. Дальнейшее развитие скептицизма. Роман Фенелона "Похождения Телемака, сына Улисса". Историко-философские идеи просветителей - Монтескье, Вольтера, Руссо. Революционный классицизм конца ХVIII - начала ХIХ в.

7. Просветительство и неоклассицизм в Германии. Критическая философия Канта. Преодоление эстетики классицизма в трудах Винкельмана и Лессинга. Историзм Гердера. Интерес к гомеровскому эпосу, переводы Иоганна Фосса. Трактовка гомеровского вопроса в труде Фридриха-Августа Вольфа и утверждение критического направления в классической филологии.

8. Английский классицизм и просветительство. Перевод Гомера, выполненный Александром Попом. Ричард Бентли и развитие рационалистической критики античного предания. Первые шаги новой историографии: труды Эд.Гиббона и Вильяма Митфорда.

9. Философия Гегеля и торжество историзма. Развитие критического направления в историографии античности. Труды Бартольда-Георга Нибура и разработанные им приемы источниковедческого и государственно-правового анализа и реконструкции.

10. Усиление интереса к "реальной" стороне античности в классической филологии. Август Бёк и его школа, развитие эпиграфических штудий, изучение социально-экономических и государственно-правовых древностей.

11. Разработка древнегреческой истории в новое время. "История эллинских племен и городов" Карла-Отфрида Мюллера, "История эллинизма" Иоганна-Густава Дройзена, "История Греции" Дж.Грота.

12. Разработка римской истории в новое время. Вильгельм Друманн и Альберт Швеглер. Научная деятельность Теодора Моммзена: издание латинских надписей, труды по римскому государственному и уголовному праву, "Римская история" Моммзена, ее научные и художественные достоинства.

13. Начало социологической интерпретации античности. Бенжамен Констан. Исследование главных аспектов античной цивилизации: Анри Валлоном - темы рабства, а Фюстель де Куланжем - темы гражданской общины.

14. Рост интереса к ранним стадиям античной истории. Исследование древнейших семейных и родовых отношений в трудах Бахофена и Моргана.

15. Великие археологические открытия конца ХIХ - начала ХХ в. и успехи вспомогательных исторических дисциплин. Открытие Генрихом Шлиманом древней Трои, его раскопки в Микенах и Тиринфе. Археологическое обследование древнейших религиозных центров греков: немецкие раскопки в Олимпии, французские - на Делосе и в Дельфах. Раскопки в Пергаме. Открытие Артуром Эвансом минойской культуры.

16. Академическое направление в западной историографии античности на рубеже ХIХ-ХХ вв. Труды эллинистов - Адольфа Гольма и Георга Бузольта. Разработка эллинистической истории: Дж.Магаффи, Бенедикт Низе, Юлиус Кэрст. Исследования в области культуры: Ульрих фон Виламовиц-Мёллендорф и Эрвин Роде. Труды романистов - Б.Низе и Альфреда Домашевского. Разработка проблем социальной истории: Гастон Буассье и Поль Гиро.

17. Так называемое модернизаторское направление в западной историографии античности на рубеже ХIХ-ХХ вв.: Карл-Юлиус Белох, Эд.Мейер, Роберт Пёльман, Гульельмо Ферреро. Издержки гиперкритицизма. Полемика между Эд.Мейером и Карлом Бюхером по вопросу о характере и уровне социально-экономического развития классической древности.

18. Западная историография античности в период между двумя мировыми войными. Академическое направление в лице Ульриха Вилькена, Дж.Бьюри, Гюстава Глотца. Новые направления: просопографическое (М.Гельцер и Ф.Мюнцер, позднее также Г.Берве) и идеологизированное в духе О.Шпенглера (Берве). Разработка проблем социально-экономической истории, труды М.И.Ростовцева (эмигрантской поры).

19. Коллективные труды в западной историографии нового времени. "Пособие по науке классической древности" И.Мюллера. Энциклопедические словари: "Реальная энциклопедия науки классической древности" А.Паули и его продолжателей и "Словарь древностей, греческих и римских, по текстам и памятникам" Ш.Дарамбера и Э.Сальо. Большие серии, созданные после Первой мировой войны: "Эволюция человечества" А.Берра, "Всеобщая история" Г.Глотца, "Кембриджская древняя история" Дж.Бьюри и др.

20. Характерные особенности современной западной историографии античности. Главные национальные школы: англо-американская, немецкая, французская, итальянская; их сильнейшая взаимосвязь. Главные направления научных изысканий - темы античной гражданской общины (в греческом мире - полиса, у римлян - цивитас), рабства и отношений античности с варварами. Противостояние гиперкритического и консервативного направлений.

Б. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ

1. Исторические корни античной традиции на Руси. Источники сведений об античном мире в древней и средневековой Руси ХI-ХV вв. Значение переводной литературы - византийских всемирных хроник, исторических повестей, сборников изречений. Первые отечественные обзоры всеобщей истории: "Еллинский и римский летописец" и "Хронограф".

2. Рост знаний об античном мире в Московском государстве ХVI-ХVII вв. Новые переводы произведений античной литературы и современных западноевропейских исторических трудов. Рост интереса к античной философии и исторической теории. Трактат неизвестного автора, условно именуемый "Историческое учение". Исторические компиляции Н.Г.Спафария-Милеску и А.И.Лызлова.

3. Петровские преобразования и приобщение русского общества к традициям западноевропейского классицизма. Основание Петербургской Академии наук и начало специальных антиковедных занятий в России. Ученая деятельность Г.-З.Байера. Творчество А.Д.Кантемира.

4. Академические занятия античностью в середине ХVIII в. Ученая и переводческая деятельность В.К.Тредиаковского и М.В.Ломоносова, их вклад в развитие русского классицизма.

5. Успехи классицизма в России в екатерининское время. Умножение переводов античных авторов. Переводы поэм Гомера, выполненные К.Кондратовичем, П.Екимовым и Е.И.Костровым, и перевод Вергилиевой "Энеиды", выполненный В.П.Петровым. Характерные явления классицизма в архитектуре, искусстве и литературе второй половины ХVIII в.

6. Явление неоклассицизма в русской культуре начала ХIХ в. (на примерах из архитектуры, искусства, литературы и публицистики). Переводческая деятельность И.И.Мартынова. Значение новых переводов Гомера, выполненных Н.И.Гнедичем и В.А.Жуковским.

7. Начало археологических изысканий в Северном Причерноморье. Первые археологи - П.А.Дюбрюкс, И.П.Бларамберг, И.А.Стемпковский. Значение находок в кургане Куль-Оба. Организация музейного дела, ученые археологические общества и их издания, "Древности Боспора Киммерийского". Учреждение Археологической комиссии.

8. С.С.Уваров и его программа классицистического образования и науки. Академическая кафедра классической филологии в России в ХIХ в. Научная и общественно-просветительская деятельность академиков Е.Е.Кёлера, Ф.Б.Грефе, Л.Э.Стефани, А.К.Наука.

9. Развитие университетского антиковедения в России в ХIХ в. Значение Профессорского института в Дерпте. Антиковедение в Московском университете: В.С.Печерин, Д.Л.Крюков, П.М.Леонтьев. Вклад в антиковедные занятия Т.Н.Грановского и его школы.

10. Антиковедение в Петербургском университете. Основополагающая научная и педагогическая деятельность М.С.Куторги. Наиболее известные ученики Куторги - создатели новых направлений в науке всеобщей истории. Понятие Петербургской исторической школы.

11. Русская наука об античности в последней трети ХIХ в. Усиление внимания конкретно-историческим исследованиям. Занятия эпиграфикой и развитие историко-филологического направления. Его виднейшие представители: в Петербурге - Ф.Ф.Соколов, И.В.Помяловский, П.В.Никитин, в Москве - И.В.Цветаев.

12. Развитие культурно-исторического направления в русском антиковедении в последней трети ХIХ в. Его крупнейшие представители - Ф.Г.Мищенко и В.И.Модестов.

13. Расцвет русской науки об античности на рубеже ХIХ-ХХ вв. Заглавная роль историко-филологического направления. Его крупнейшие представители, ученики Ф.Ф.Соколова - В.К.Ернштедт, В.В.Латышев, С.А.Жебелев.

14. Культурно-историческое направление в русском антиковедении на рубеже ХIХ-ХХ вв. Его виднейшие представители - Ф.Ф.Зелинский, Э.Р.Штерн, Ю.А.Кулаковский.

15. Социально-политическое направление в русском антиковедении на рубеже ХIХ-ХХ вв. Его главные представители - В.П.Бузескул и Э.Д.Гримм.

16. Социально-экономическое направление в русском антиковедении на рубеже ХIХ-ХХ вв. Его главные представители - И.М.Гревс, М.И.Ростовцев, М.М.Хвостов.

17. Археологические изыскания в Северном Причерноморье на рубеже ХIХ-ХХ вв. Исторические исследования по проблемам Античного Причерноморья. Труды В.В.Латышева, С.А.Жебелева, Э.Р.Штерна.

18. Радикальная перестройка отечественной науки об античности после Октябрьской революции. Дискуссии об общественно-экономических формациях и выработка марксистской концепции античного рабовладельческого общества. Инициативная роль А.И.Тюменева, С.И.Ковалева и В.В.Струае. Идеологическая ангажированность и социологизация науки об античности.

19. Новые перемены в отечественной науке об античности после Второй мировой войны. Возрождение интереса к конкретно-историческим исследованиям и к источниковедческим занятиям. Пересмотр главных положений догматического марксизма, выработка новых представлений об античной гражданской общине (труды С.Л.Утченко), углубление исследований по теме рабства (А.Я.Ленцман). Успехи в изучении переломных эпох античной истории - архаической революции, кризиса классического полиса, возникновения эллинистической системы, гражданских войн и формирования принципата в Риме.

20. Научная и педагогическая деятельность крупнейших представителей университетского антиковедения в Ленинграде - С.И.Ковалева, С.Я.Лурье, К.М.Колобовой, А.И.Доватура.