ИСТОРИЯ ЦЕНТРА АНТИКОВЕДЕНИЯ

[вернуться на главную страницу]

Создание Центра антиковедения  - этап развития кафедры истории древней Греции и Рима исторического факультета СПбГУ. Поэтому история Центра неразрывно связана с историей кафедры. На этой странице мы представляем:

  • краткий очерк истории кафедры,
  • небольшие сообщения о наиболее значимых фигурах, связанных с историей кафедры,
  • сведения о нынешних сотрудниках кафедры, которые одновременно являются и сотрудниками Центра

См. также Краткую справку обосновании Университета


Э.Д.Фролов.Кафедра истории древней Греции и Рима
// Исторический факультет в прошлом и настоящем.
Справочник для абитуриентов и студентов.СПб., 1998, с.28-37
.

Кафедра истории древней Греции и Рима - первая, по хронологии изучаемого предмета, в ряду кафедр всеобщей истории. Понятие всеобщей истории традиционно противополагается понятию отечественной, русской истории. Столь же традиционно и внутреннее подразделение всеобщей истории на древнюю, или античную, средневековую (вместе с Византией) и новую. Античная история (от латинского antiquus - "древний") - это и есть история древней Греции и Рима, составляющая первый цикл европейской цивилизации, от II тыс. до н.э. по конец V в.н.э. В этом смысле античная история противопоставляется всей последующей европейской истории, средневековой и новой вместе, как следующему циклу, простирающемуся уже до наших дней.

Античная цивилизация обладала своим неповторимым качеством. Собственно, это был первый опыт европейских народов в построении цивилизованного общества, опирающегося на города, организованного в государства и развивающего совершенную письменную культуру. Однако построение цивилизованного общества древними греками и римлянами было совершено форсированным образом, за счет широкого использования во всех сферах производства чужеземных рабов. Благодаря этому собственное население греческих и римских городов оказалось в значительной степени избавленным от тягот грубого физического труда. Пользуясь всеми политическими и гражданскими правами, обладая достаточными материальными средствами и необходимым досугом, свободные греки и римляне смогли активно заниматься политикой, искусством и наукой, что привело к невиданному творческому подъему, выразившемуся в разнообразии опробованных политических форм (в том числе и демократии), в выработке фундаментальных социальных и правовых понятий (патриотизма, гражданства, свободы слова и равенства граждан перед законом и пр.), в расцвете гармоничной архитектуры и изобразительного искусства, высокохудожественной литературы и театра, наконец, полнокровного историописания и изощренной философии.

Благодаря всем этим культурным свершениям за античностью, начиная с эпохи европейского Возрождения, закрепилось значение нормы. Достижения античной цивилизации стали считаться классическими и их изучение было положено в основу новой европейской образованности. В России со времен преобразований Петра Великого изучение античной истории, греко-римской словесности и искусства стало важным элементом новой, западноориентированной классицистической культуры и учености. Особых успехов русское антиковедение (как обычно называют весь комплекс наук об античности) добилось в XIX - начале XX в. Это было связано с широким развитием гуманитарного университетского образования, а пальма первенства в этом отношении по-справедливости принадлежала Петербургскому университету, где сложилась первая национальная школа антиковедения, ставшая основой более широкого научного направления, за которым закрепилось название Петербургской исторической школы.

Основоположником этого направления был выдающийся историк-эллинист Михаил Семенович Куторга (1809-1886), состоявший профессором всеобщей истории в Петербургском университете с 1835 до 1869 г. 1835 год и следует считать датой рождения кафедры истории древней Греции и Рима (хотя до революции понятие кафедры связывалось не столько с административным подразделением, сколько с должностью профессора). К этому же времени надо отнести и начало формирования всей Петербургской исторической школы, поскольку ученики Куторги не только продолжили его работу-антиковеда, но и стали, в свою очередь, родоначальниками братских научных направлений в западной мидиевистике, византинистике и истории нового времени.

Далее важным этапом в развитии петербургской кафедры античной истории стала деятельность профессора Федора Федоровича Соколова (1841-1909), сделавшего упор на реконструкции исторических фактов и в этих целях широко использовавшего , наряду с литературной традицией, также и данные документов (надписей). Соколов создал целую школу русских эпиграфистов, занявших до Октябрьской революции ключевые посты в русской гуманитарной науке. К их числу относятся академики Виктор Карлович Ернштедт, заложивший в России основы греческой палеографии, Василий Васильевич Латышев, прославившийся изданием полного свода греческих и латинских надписей, происходящих из античных поселений Северного Причерноморья, и, наконец, Сергей Александрович Жебелев (1867-1941), непосредственно продолживший дело своего учителя в Петербургском университете и ставший как бы связующим звеном между старой наукой и новым поколением ученых, выступивших уже после революции.

Помимо "соколовцев", в Петербургском университете подвизались ученые и других направлений, как, например, непревзойденный знаток античной культуры Фаддей Францевич Зелинский (1859-1944) и основоположник нового, социально-экономического направления Михаил Иванович Ростовцев (1870-1952). Оба последних после революции эмигрировали: первый - в Польшу, а второй - в Англию, а оттуда в Соединенные Штаты Америки, где стал профессором весьма престижного Йелльского университета. Капитальные труды Ростовцева по социально-экономической истории эллинистического мира и Римской империи, изданные, в бытность его в эмиграции, на английском языке, выдвинули его в безусловные лидеры мирового антиковедения.

В советское время, после некоторого упадка, вызванного трудностями переходного революционного времени, наука об античности продолжала развиваться в Ленинградском (а теперь снова Петербургском) университете на кафедре истории древней Греции и Рима, вновь созданной (или, лучше сказать, воссозданной) на Историческом факультете в 1934 г. Новыми организаторами научной работы и учебного процесса стали выдающиеся специалисты-антиковеды новой формации С.И.Ковалев, С.Я.Лурье, К.М.Колобова, Д.П.Каллистов, Н.Н.Залесский. До войны выступавшие в авангарде марксистской науки, они в послевоенный период решительно обратились сами и повернули своих учеников вновь к глубокому изучению античной истории и культуры на основе фактов и во всей полноте составляющих античную цивилизацию элементов. К ним - непосредственно или через их учеников - восходит формирование нынешнего поколения историков-античников, работающих на Историческом факультете.

Сейчас на кафедре истории древней Греции и Рима работают 10 штатных преподавателей: пять эллинистов - профессор Э.Д.Фролов, доценты Л.А.Пальцева, С.М.Жестоканов, Л.Г.Печатнова, старший преподаватель Е.В.Никитюк; четыре специалиста по римской истории - профессора Н.С.Широкова, А.Б.Егоров, старший преподаватель П.В.Шувалов, ассистент М.В.Белкин; один, предметом занятий которого является преимущественно античная культура (религия и философия) - старший преподаватель А.В.Петров. В штат кафедры входит также старший лаборант И.А.Хватова, которая отвечает за библиотеку кабинета и сама ведет отдельные занятия со студентами. Помимо основных сотрудников, в учебном процессе, для преподавания особых, редкостных дициплин, задействованы также видные специалисты из других учебных, научных и культурных центров (в частности, с кафедры классической филологии СПбГУ, из академических институтов и Государственного Эрмитажа), числом в иные годы до десяти и более человек. Благодаря этому достигается максимально возможный охват предметов, составляющих науку об античности. Студенты имеют возможность учиться у признанных специалистов, а кафедра в целом предстает как крупнейший антиковедный центр в Петербурге и один из самых значительных в России и в Европе.

Научная деятельность петербургской кафедры античной истории традиционно ведется по трем главным направлениям:

  1. политическая история античного мира, с особым упором на проблемы древней государственности (греческого города-государства [полиса], римской гражданской общины [цивитас] и империи [принципата и домината];
  2. античная культура в различных ее проявлениях (в особенности общественно-политическая мысль, философия и религия) и
  3. история науки об античности (то, что обычно именуют историографией) в тесной связи с развитием культуры и просвещения как в Западной Европе, так и в России.

По всем этим направлениям много сделано, и результаты нашли отражение в изданиях, подготовленных и опубликованных сотрудниками кафедры. Назовем лишь наиболее важные публикации, осуществленные в недавнее время. По проблеме античной государственности это, прежде всего, работы, посвященные формированию и развитию греческого города-государства, полиса: фундаментальная монография К.М.Колобовой "Из истории раннегреческого общества (о-в Родос IX-VII вв. до н.э.)" (1951) и работы Э.Д.Фролова "Греческие тираны" (1972), "Сицилийская держава Дионисия" (1979) и "Рождение греческого полиса" (1988). Все наиболее важные аспекты Римского государства с исчерпывающей полнотой трактованы в замечательном капитальном труде С.И.Ковалева "История Рима" (1948; изд.2-е - 1986), а специальный вопрос о переходе от Республики к Империи - в монографии А.Б.Егорова "Рим на грани эпох" (1985). Параллельно изучению классических цивилизаций греков и римлян ислледуется также общественная жизнь древних кельтов, этих далеких предков современных французов и части населения Британских островов. Этот сюжет получил отражение в книге Н.С.Широковой "Древние кельты на рубеже старой и новой эры" (1989).

По темам античной (греческой) культуры опубликованы книги К.М.Колобовой "Древний город Афины и его памятники" (1961) и Э.Д.Фролова "Факел Прометея (очерки античной общественной мысли" (изд. 2-е - 1991). Проблемам раннего христианства посвящены посмертно изданная монография С.И.Ковалева "Основные вопросы происхождения христианства" (1964) и очерк Э.Л.Фролова в коллективной монографии, написанной совместно с Г.Л.Курбатовым и И.Я.Фрояновым: "Христианство: Античность. Византия. Древняя Русь" (1988).

Что же касается историографии античности, то здесь добрым словом должен быть помянут прежде всего С.И.Ковалев, зачинатель историографических занятий на кафедре истории древней Греции и Рима, разработавший и долгие годы читавший обстоятельный курс по истории науки об античности. Его дело продолжил Э.Д.Фролов, издавший сначала очерк "Русская историография античности (до середины XIX в.)" (1967), а теперь завершающий работу над полным обзором отечественной историографии античности.

В этой связи отметим, что подготавливаются к изданию монографические работы и других сотрудников кафедры, в частности, Л.А.Пальцевой о древних Мегарах (греческом городе, игравшем заметную роль в архаический период) и Л.Г.Печатновой - о Спарте.

Важным аспектом научной деятельности кафедры является регулярное проведение научных конференций, посвященных наиболее важным и интересным проблемам античной истории и культуры. Эти конференции привлекают к себе внимание специалистов и из других университетских и академических центров (причем, не только российских, но и зарубежных) и становятся важными событиями научной жизни. По материалам этих конференций кафедрой издаются сборники научных статей. Всего издано 12 таких сборников; последний - "Античное общество (проблемы политической истории)" - опубликован в конце 1997 г. Для координации работы по подготовке и проведению конференций и изданию их материалов, равно как и иной работы по установлению и развитию научных связей, на Историческом факультете при кафедре истории древней Греции и Рима в 1994 г. создан университетский Центр антиковедения.

Активная научно-исследовательская работа сотрудников кафедры служит естественным основанием полноценного учебного процесса, целью которого является дать обучающимся на кафедре, в рамках общей специальности истории, всестороннюю антиковедную подготовку, включающую глубокие знания по собственно истории, но также и по различным профилям богатейшей культуры античности. Говоря конкретно, обучение в рамках специализации античной истории ведется по трем параллельным линиям: 1) собственно история, 2) культура и 3) вспомогательные дисциплины.

По истории студенты-античники, помимо общих курсов истории древней Греции и Рима, читаемых всему потоку историков, слушают еще специальные курсы по разделам, на изложение которых в рамках общих курсов обычно нехватает времени. Это - "История эллинизма" (т.е. времени начиная с Восточного похода Александра Великого), "История Римской империи" и "История античных городов Северного Причерноморья" (в частности, Ольвии, Боспора и Херсонеса Таврического). К этому добавляются системные курсы по греческому и римскому государству и праву.

По темам античной культуры вниманию студентов предлагаются специальные курсы, посвященные греческой и римской мифологии и религии, античному искусству, литературе и театру, общественным зрелищам (включая атлетические и конные ристания, а у римлян еще и гладиаторские бои), общественно-политической мысли и философии, наконец, истории раннего христианства (от проповеди Иисуса Христа до вселенского собора епископов в Никее в 425 г. н. э.).

Что касается вспомогательных дисциплин, то их ряд включает в себя весь инструментарий, необходимый для самостоятельной научной работы в области античной истории. Сюда входят древние языки, греческий и латинский, без овладения которыми в надлежащей мере невозможно изучение памятников древней письменности в оригинале; эпиграфика (греческая и латинская), предметом которой является специальное изучение древних документов, вырезанных на каменных стелах; теоретическая археология, дополнением к которой служит (для желающих) археологическая практика в античных центрах Северного Причерноморья; наконец, нумизматика, т.е. овладение навыками работы с греческими и римскими монетами (занятия ведутся специалистами из Эрмитажа с использованием имеющихся там богатейших коллекций античных монет).

К этому кругу обязательных дисциплин добавляются вариативные специальные курсы и семинары, темы которых могут меняться в зависимости от нужд учебного процесса и интересов преподавателей. Всего на каждом отделении (дневном и вечернем) добавляется по 5 полугодовых спецкурсов и 2 годовых спецсеминара. Так, на дневном отделении в 1997/98 учебном году среди спецкурсов три, например, были посвящены истории архаических Афин, Спарты и Коринфа, а среди спецсеминаров два были отведены для изучения процесса формирования античного государства - греческого полиса (по Геродоту) и римской цивитас (по Титу Ливию).

Важным дополнением к кругу теоретических и вспомогательных дисциплин являются различные практики, осуществляемые под руководством опытных руководителей: археологическая, архивная (знакомство с рукописным наследием выдающихся ученых в академических хранилищах) и музейная (в Античном отделе Эрмитажа).

На кафедре всячески поощряется развитие самостоятельной научной работы студентов. Формой приобщения студентов к такой работе служат курсовые (т.е. завершающие учебный год) и дипломные сочинения, темы которых выбираются самими студентами из любых интересующих их областей античной истории и культуры. При этом каждый студент получает из числа сотрудников кафедры научного руководителя, а при необходимости такой руководитель или консультант приглашается из других специальных учреждений (например, при занятиях античным искусством или нумизматикой - из Эрмитажа).

Благодаря такой разветвленной системе дисциплин и практик выпускники кафедры получают отличную всестороннюю подготовку, позволяющую им с успехом работать в средней и высшей школе, в библиотеках и музеях или же продолжить свое антиковедное образование в аспирантуре на Историческом факультете СПбГУ, в академических институтах или Эрмитаже. В последние годы на кафедре из числа собственных выпускников, через аспирантуру или помимо нее, было подготовлено немало квалифицированных специалистов, которые теперь успешно работают в различных научных или учебных центрах, включая и собственную родную кафедру (половина сотрудников кафедры - молодежь). При этом надо иметь в виду не один только Петербург, но и другие российские города, где на университетских кафедрах всеобщей истории питомцы петербургской школы являются наиболее авторитетными фигурами.


Краткая хроника кафедры античной истории Санкт-Петербургского университета в главных лицах, датах и высказываниях

 

Наши основоположники

 

Михаил Семенович Куторга

Михаил Семенович Куторга
(1809-1886 гг.)

 

Первым русским самостоятельным исследователем античной истории был М.С.Куторга, читавший лекции в Петербургском университете с 1835 до 1869 г. Ученый огромной эрудиции и большого исследовательского таланта, он был также превосходным педагогом, взрастившим целую плеяду учеников. Диапазон научных интересов Куторги был очень велик, охватывая все области всеобщей истории. Соответственно и его ученики - одни продолжали занятия античной историей (Ф.Ф.Соколов), другие обратились к средневековой истории Запада и Византии (М.М.Стасюлевич и В.Г.Васильевский), третьи - к новому времени (В.В.Бауер). От Куторги, как от могучего древа, ветвятся родственные исторические дисциплины, и его по праву считают основоположником Петербургской исторической школы. Всё же главным полем его научных занятий всегда оставалась классическая древность, в первую очередь и главным образом ее греческая часть. Главный научный труд Куторги - изданная посмертно фундаментальная монография "Афинская гражданская община по известиям эллинских историков", в которой он заявил себя одним из зачинателей (наряду с Фюстель де Куланжем и Я.Буркхардтом) изучения центральной темы современного антиковедения - темы полиса. "В своем постепенном и долговременном изучении истории Греции, - писал он, - я дошел до вывода, что politeia, т.е. гражданство или гражданская община, была высшим государственным строем, до коего достигли древние эллинские республики; и что в этой политии эллины выработали две идеи, составляющие их величие и неоспоримую собственность: идею свободы гражданина и идею свободы мысли"

ПОДРОБНЕЕ

 

Федор Федорович Соколов

Федор Федорович Соколов
(1841-1909 гг.)

Продолжателем дела М.С.Куторги в отечественном антиковедении стал Ф.Ф.Соколов, преподававший древнюю историю в Петербургском университете с 1867 до 1909 г. Как ученый он также был прежде всего эллинистом. Его главные труды - монография "Критические исследования, относящиеся к древнейшему периоду истории Сицилии", огромная журнальная статья "Гомеровский вопрос", направленная против аналитиков и расчленителей Гомера, и целая серия других статей под общим заголовком "В области древней истории". Исследования Соколова отличались особой скрупулезностью по части реконструкции исторических фактов. Ради этого он обратился к эпиграфике, дал прекрасные образцы исторических работ, опирающихся на комплексное изучение литературной и документальной традиции, и воспитал несколько поколений превосходных историков древности, в особенности посредством своих специальных семинаров по эпиграфике, которые он из года в год вел по пятницам у себя дома для группы избранных учеников. Из этих "пятничных" семинаров вышли звезды первой величины - В.К.Ернштедт, В.В.Латышев, А.В.Никитский, Н.И.Новосадский, С.А.Жебелев. Соколова роднит с Куторгой фундаментальный историзм, но отличает настороженное, а подчас и враждебное отношение к "общим построениям". Он был энтузиаст фактологических исследований, опирающихся прежде всего на данные эпиграфических документов, ценность которых он склонен был абсолютизировать. Соответственно формулирует он "два главные правила исторической критики: текст авторов поздних и неточных не должно принимать слишком буквально и точно и слишком много выводить из фраз необдуманных, случайных; наоборот, текст официальных актов, надписей, должно толковать самым близким и точным образом".

ПОДРОБНЕЕ

 

Фаддей Францевич Зелинский

Фаддей Францевич Зелинский
(1859-1944 гг.)

Если Ф.Ф.Соколов представлял историко-эпиграфическое направление, ставившее во главу угла реконструкцию фактов особенно "внешней", т.е. политической, истории, то Ф.Ф.Зелинский воплощал в своей личности и деятельности иное восприятие и иной подход к классической греко-римской древности - подход культурно-исторический. Великолепный знаток греческого и латинского языков и литературы, мастер тонкого филологического анализа, Зелинский был восторженным почитателем античной культуры и всё свое ученое мастерство направлял на постижение духовной жизни античного мира. Он изучал греческую драму и римскую ораторскую прозу, переводил Софокла и Цицерона, но наибольшую услугу и науке и просвещению он оказал своими многочисленными этюдами на темы античной литературы, религии и мифологии, объединенными в 4-томное собрание "Из жизни идей". К нему примыкают превосходные популярные очерки "Древнегреческая литература эпохи независимости", "Древнегреческая религия" и "Религия эллинизма". Главная мысль, проникающая эти произведения, заключается в том, что античность "была родоначальницей тех идей, которыми мы и ныне живем". Глубоко верующий христианин, он даже истоки собственной религии склонен был находить не столько в русле религиозных исканий древних иудеев, сколько в умонастроении античного общества, оказавшегося более открытым и более готовым к восприятию божественного Откровения. "Античная религия, - утверждал он, - это и есть настоящий Ветхий Завет нашего христианства". В Петербургском университете, где он преподавал с 1885 г., Зелинский был кумиром студенческой молодежи. Однако закат его жизни был омрачен внешними осложнениями: Октябрьской революции он не принял, в 1921 г. покинул Россию и переселился в Польшу (он был поляк по национальности), затем преподавал в Варшаве, где его и застала Вторая мировая война.

ПОДРОБНЕЕ   

 

Сергей Александрович Жебелев

Сергей Александрович Жебелев
(1867-1941 гг.)

Прямым продолжателем научной линии Ф.Ф.Соколова в Петербургском университете был С.А.Жебелев. Во всяком случае обе его диссертации - "Из истории Афин, 229-31 гг. до Р.Х." и "АХАIКА. В области древностей провинции Ахайи" - были выполнены в том ключе, как это было свойственно самому Соколову. Здесь, в значительной степени с опорой на эпиграфический материал, досконально исследовались факты преимущественно политической истории Афин и Греции в эллинистическо-римский период. И позднее, в советское время, в многочисленных статьях, посвященных истории античных государств Северного Причерноморья (Ольвии, Херсонеса, Боспора), Жебелев демонстрировал усвоенное в школе Соколова умение реконструировать исторические факты, используя в комплексе данные литературной традиции и эпиграфических документов. В Петербургском университете Жебелев преподавал с 1898 г. Октябрьскую революцию он внутренне тоже (как и Зелинский и Ростовцев) не принял, но родины не покинул и, продолжая работать в Петроградском (а еще позднее Ленинградском) университете, где в годы революционного лихолетья занимал даже посты декана и ректора, стал связующим звеном между старой наукой и новым поколением ученых-марксистов, скоро вышедших на первый план. Всё же отчужденное отношение Жебелева к новому режиму было слишком заметно, чтобы это прошло для него совсем безнаказанно: в 1927 г. он был уволен из университета как социально неподходящий элемент. Правда, в том же году он был избран в члены Академии наук, но уже через два года подвергся гонениям в рамках пресловутого "академического дела". Жебелев должен был смириться и занять более лояльную позицию, свидетельством чего явилась его работа о Савмаке - "Последний Перисад и скифское восстание на Боспоре", отвечавшая требованиям официальной идеологии. Таким образом, горькая чаша испытаний, из которой пришлось испить русской интеллигенции, не обошла стороною Жебелева, но он устоял и, как последний из могикан, остался примером служения науке несмотря ни на что.

ПОДРОБНЕЕ

 

Михаил Иванович Ростовцев

Михаил Иванович Ростовцев
(1870-1952 гг.)

Совершенно особое место в истории отечественного и мирового антиковедения принадлежит М.И.Ростовцеву, профессору Петербургского университета (с 1901) и члену Российской Академии наук (с 1917 г.). Он окончил курс Петербургского университета, где его формирование как ученого сложилось под влиянием таких крупных, но разных ученых, как Ф.Ф.Соколов, Ф.Ф.Зелинский и выдающийся исследователь античного, византийского и древнерусского искусства Н.П.Кондаков. Ростовцев являл собой тип совершенного ученого-антиковеда, равно владевшего мастерством филологической и археолого-искусствоведческой интерпретации материала, способностью к полнокровной реконструкции фактов прошлого, а кроме того, ярко выраженным концептуальным дарованием. Он был виднейшим представителем нового, чрезвычайно актуального социально-экономического направления. В этом русле были созданы обе его диссертации: "История государственного откупа в Римской империи от Августа до Диоклетиана" и "Римские свинцовые тессеры". Убежденный конституоналист и западник, он занял открыто враждебную позицию по отношению к большевистскому перевороту. В 1918 г. он покинул Россию и в конце концов обосновался в США, в Йельском университете, где содействовал сложению американской антиковедной школы. В эмиграции он подготовил и опубликовал (на английском языке) крупнейшие свои труды, выдвинувшие его в первые ряды мировой науи об античности: "Социально-экономическую историю Римской империи" и "Социально-экономическую историю эллинистического мира". Веря в необходимость и возможность единения России с западным миром, Ростовцев и в своих исторических трудах обосновывал концепцию закономерного сближения и синтеза цивилизаций: Греции и Востока, эллинизма и Рима, а в Причерноморье, историей которого он также много занимался, - эллинства и иранства, античных причерноморских центров и скифо-сарматских и протославянских племен.

ПОДРОБНЕЕ

 

Поколение новых строителей

 

Сергей Иванович Ковалев

Сергей Иванович Ковалев
(1886-1960 гг.)

После долгого периода революционной ломки, в начале 30-х годов система среднего и высшего образования в нашей стране вновь обрела сравнительно правильные формы. В Ленинградском университете возобновило работу главное гуманитарное отделение - историко-филологическое, правда, теперь разделенное на два самостоятельных факультета, исторический и филологический. Соответственно разделенным оказалось и университетское антиковедение: языковые и литературоведческие занятия стали уделом кафедры классической филологии на Филфаке, а исторические - кафедры истории древней Греции и Рима на Истфаке. Последнюю возглавил один из крупнейших историков-марксистов, активно участвовавший в выработке концепции античной рабовладельческой формации, профессор С.И.Ковалев. Он принадлежал к тому поколению русской интеллигенции, которая искренне и с увлечением восприняла марксистские идеи и с их помощью пыталась истолковать мировой исторический процесс. Рано включившись в политическую жизнь, Ковалев с большим опозданием окончил курс Петербургского университета, что не помешало ему стать высокообразованным специалистом, большим знатоком всеобщей истории. Человек высокой культуры, он менее всего был похож на узкого догматика или приказного-повытчика, какими подчас представляют всех без исключения лидеров марксистской науки. Как ученый Ковалев особенно много занимался проблемами эллинистической и римской истории. Прирожденный оратор, он великолепно читал курсы античной истории, историографии, которая в его изложении превращалась в панораму европейской классицистической культуры, и раннего христианства. Его "История Рима" (кстати, изданная также и в Италии) до сих пор остается одним из лучших университетских курсов по римской древности.

ПОДРОБНЕЕ

 

Соломон Яковлевич Лурье

Соломон Яковлевич Лурье
(1891-1964 гг.)

Яркой, оригинальной фигурой на новой кафедре античной истории был профессор С.Я.Лурье. Свое высшее образование он получил в старом Петербургском университете, где его главными наставниками были С.А.Жебелев и И.И.Толстой, и его первая большая работа по античной истории "Беотийский союз" успела выйти еще до революции. Восприимчивый к новым течениям научной мысли, Лурье испытал влияние марксизма и дарвинизма, увлекался также идеями выдающегося английского этнолога Дж. Фрэзера. Элементы этих учений были использованы им для выработки собственного взгляда на историю, отличавшегося жестким детерминизмом. Лурье был разносторонним ученым: изучал историю античной науки и написал превосходные книги о Демокрите, Архимеде и Геродоте; подготовил исчерпывающее собрание фрагментов Демокрита, изданное, впрочем, лишь после его смерти; переводил Ксенофонта и Плутарха; в преклонном уже возрасте увлекся изучением древнейшей греческой письменности и опубликовал ценную монографию "Язык и культура Микенской Греции". Но самым популярным его трудом стала большая "История Греции", - книга поистине многострадальная, поскольку ее публикация растянулась более чем на полвека. Связано это было с гонениями, которым Лурье подвергся во время пресловутой "борьбы с космополитизмом": в 1949 г. он был уволен из Ленинградского университета (где преподавал с 1923 г.), затем в поисках работы должен был покинуть Ленинград и конец жизни провел во Львове. Лурье не был великим оратором, но он был несравненным педагогом, мастером семинарских занятий, сумевшим сплотить вокруг себя кружок способных и преданных учеников (И.Д.Амусин, М.Н.Ботвинник, Л.М.Глускина, Б.Б.Моргулес, Э.Л.Соломоник), позднее чтивших память о своем учителе с почти-что религиозным чувством.

ПОДРОБНЕЕ

 

Ксения Михайловна Колобова

Ксения Михайловна Колобова
(1905-1977 гг.)

В послевоенный период ярко расцвел ученый талант К.М.Колобовой, чрезвычайно одаренной женщины, в свое время окончившей Бакинский университет, где ее наставником был выдающийся филолог и поэт Вяч. Иванов, а позднее прошедшей аспирантуру в Государственной Академии истории материальной культуры, где ее руководителем был известный лингвист Н.Я.Марр. Начав свою преподавательскую деятельность в Ленинградском университете еще в 30-е годы, она в 1958 г. сменила С.И.Ковалева на посту заведующего кафедрой. Обладая способностями филолога и поэта, она была прежде всего историком. Предметом ее научных занятий была история древней Греции. Она начала, в русле марксистской историографии, с изучения экономических проблем античности, затем перешла к проблеме генезиса классической греческой цивилизации. Этой теме была посвящена ее докторская диссертация - "Из истории раннегреческого общества (о-в Родос IX-VII вв. до н.э.)". Еще позже ее увлекли сюжеты древнегреческой культуры и быта, что нашло отражение в книгах "Как жили древние греки" и "Древний город Афины и его памятники". В ее восприятии и изучении античного мира причудливо сплетались глубокий историзм, увлечение марксистской теорией и, при всем том, сильная эмоциональность. В отличие от Ковалева, но так же, как Лурье, она не блистала в большой университетской аудитории, зато была прекрасным педагогом и подготовила большую группу учеников, продолжавших (и продолжающих) исследование проблем греческой истории и культуры (И.С.Свенцицкая, И.Ш.Шишова, Э.Д.Фролов, Ю.В.Андреев, В.М.Строгецкий и др.).

ПОДРОБНЕЕ

 

Дмитрий Павлович Каллистов
(1903-1973 гг.)

Имя Д.П.Каллистова как автора в высшей степени интересной монографии "Очерки по истории Северного Причерноморья античной эпохи" хорошо известно в кругу специалистов, занимающихся причерноморскими древностями. Долгие годы он работал в Ленинградском отделении Института истории АН СССР, где возглавлял группу по изучению античного Причерноморья. Но он также был профессором кафедры античной истории в Ленинградском университете - одним из самых блестящих ее представителей в послевоенные годы. Однако до этого ему, выходцу из дворянской семьи, пришлось многое пережить: на рубеже 20-30-х годов он, по обвинению в монархизме, пять лет провел в советских концлагерях, откуда чудом вышел живой. Высшее образование Каллистов получил в Ленинградском университете, после чего прошел аспирантуру в Государственной Академии истории материальной культуры. Здесь его научным руководителем был С.А.Жебелев, под влиянием которого он и обратился к занятиям античным Причерноморьем. Талантливый ученый и прекрасный лектор, Каллистов был также великолепным научным организатором. В частности, он был инициатором издания таких крупных коллективных трудов, как "Корпус боспорских надписей" и "Народы нашей страны в "Истории" Геродота (тексты, перевод, комментарии)". Каллистов был весьма остроязыким; его шутки в ученых собраниях, не всегда безобидные, веселили аудиторию, но наживали ему врагов.

 

Николай Николаевич Залесский

Николай Николаевич Залесский
(1900-1984 гг.)

Примечательной фигурой среди преподавателей кафедры античной истории был Н.Н.Залесский. Выпускник Ленинградского университета, он прошел аспирантуру в Институте сравнительных литератур Запада и Востока, после чего вновь вернулся в родной университет, но уже в качестве преподавателя. Залесский был универсально образованным специалистом-антиковедом: отлично владел древними языками, греческим и латинским, и обладал глубокими историческими познаниями. Это давало ему возможность реализовать себя в самых разнообразных областях науки об античности, и он действительно занимался и делосскими надписями, и в этой связи, более широко, - исследованием роли Делоса в торговой жизни эллинистическо-римского времени; и Законами ХII таблиц, откуда он черпал материал для истории плебейского сословия в Риме; и, наконец и более всего, историей загадочного италийского народа этрусков. Последнему сюжету были посвящены обе его диссертации, кандидатская и докторская, и две опубликованные монографии: "Этруски в Северной Италии" и "К истории этрусской колонизации Италии в VII-IV вв. до н.э. (Этруски в Кампании. Этруски, греки и Карфаген в V и IV вв. до н.э.)". Несколько старомодная внешность и чопорность в обращении, отличавшие Залесского, отдаляли от него студентов, но те, кто преодолевал первый барьер, находили в нем отзывчивого и мудрого наставника. Между прочим, его учениками были видные ученые И.Ш.Шифман и Ю.Б.Циркин, благодаря которым история Карфагена, которой касался в своих работах и курсах Залесский, осталась в орбите учебных и научных занятий петербургской кафедры античной истории.

ПРОДОЛЖЕНИЕ: КАФЕДРА СЕГОДНЯ


Главная страница  |

office@centant.pu.ru