Сетевой издательский проект ARISTEASСетевой издательский проект"ARISTEAS"

Введение
Глава 1. Алкмеониды и тирания
   Генеалогия
   Алкмеониды и Килонова смута
   Алкмеониды и Лидия
   Происхождение богатства Алкмеонидов
   Алкмеониды и Писистрат
      Борьба трех партий в Аттике
      Соглашения с Писистратом
      Клисфен - архонт 525/24 г.
   Освобождение Афин от тирании
      Алкмеониды и Дельфы
      Помощь Спарты в изгнании тиранов
Глава 2. Алкмеониды и демократия
      Борьба с Исагором и обращение к народу
      Хронология борьбы Клисфена с Исагором и проведения реформ
      Спартанское вторжение и победа Клисфена
      Посольство в Персию
   Реформы Клисфена и их влияние на афинскую аристократию
Глава 3. Филаиды и тирания
   Генеалогия
   Мильтиад Старший и афинская колония на Херсонесе Фракийском
   Кимон Коалем
   Мильтиад Младший
Глава 4. Филаиды и Алкмеониды в начале V в. до н.э.
   Мильтиад Младший и афинская демократия
      Возвращение Мильтиада в Афины и первый суд
      Мильтиад - военачальник: Марафонская битва и Паросская экспедиция
   Алкмеониды и медизм в Афинах
   Взгляд на положение аристократии в демократических афинах
Заключение
Приложения
   Приложение 1. Библиография
   Приложение 2. Список сокращений
   Приложение 3. Генеалогические таблицы
       Таблица I. Мифологическая родословная Алкмеонидов
       Таблица II. Мифологическая родословная Филаидов
       Таблица III. Историческая родословная Алкмеонидов
       Таблица IV. Историческая родословная Филаидов




ВЛАДИМИРСКАЯ Ольга Юрьевна | Алкмеониды и Филаиды афинские

Монография составлена на основании диссертации на соискание ученой степени кандидата/доктора исторических наук. Специальность 07.00.03 - Всеобщая история (История Древнего Рима/Древней Греции), защищенной на историческом факультете Санкт-Петербургского Университета в 1997 г. © 2001 г. О.Ю.Владимирская; © 2001 г. Центр Антиковедения СПбГУ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Завершая работу, связанную с историей двух наиболее известных афинских аристократических родов, Алкмеонидов и Филаидов, нам представляется уместным еще раз выделить их характерные особенности по сравнению с признаками, присущими аристократии в целом. В качестве основных типологических черт аристократии можно отметить следующие[301]:

- развитая генеалогическая традиция, гордость своим происхождением от богов и героев;

- связь рода с определенным культом, служащим источником влияния данной семьи;

- богатство, связанное, в первую очередь, с земельной собственностью;

- понятие о солидарности семьи, поддержка друг друга и взаимопомощь, в том числе и в политике;

- понятие об аристократической доблести, нашедшее выражение в определенном поведенческом кодексе;

- амбициозность и честолюбие, желание первенствовать;

- женитьба в определенных сферах, исходя из политических соображений.

Как можно заметить, оба эти рода в большой степени обладали перечисленными чертами. Например, и те, и другие имели развитую родословную, значительные средства (на что указывают их победы в Олимпии с четверками скаковых лошадей, содержание которых было весьма дорого), стремились установить выгодные династические связи, обладали, если можно так выразиться, активной жизненной позицией, так как каждый по-своему выражали свое нежелание пребывать в Афинах во время тирании. Однако нам интереснее обратить внимание именно на то, что составляет лицо Алкмеонидов и Филаидов, на те факторы, которые сформировали особенности этих двух родов.

Обратимся сперва к Алкмеонидам. Здесь, на наш взгляд, обращает на себя внимание следующее. Во-первых, на характер деятельности этого рода в значительной степени могла повлиять Килонова смута. Она ставила Алкмеонидов в особое положение по сравнению с другими родами, которые могли использовать нечестие, павшее на Алкмеонидов, для уменьшения их влияния и вытеснения этой семьи с афинской политической сцены. Поэтому Алкмеонидам пришлось действовать более активно в некоторых сферах общественной жизни, чтобы не потерять своего положения. Г.Уилльямс, например, считает, что активная, а в некоторых случаях - новаторская, оппозиционная другим аристократическим родам политика Алкмеонидов была вызвана именно их некоторой изоляцией, в силу нечестия, от прочей аристократии[302].

Во-вторых, Алкмеониды, в отличие от остальной родовой знати, не обладали еще одним важным источником влияния - они не курировали, насколько известно из источников, ни один аттический культ бога или героя.

Эти два фактора, один из которых делал род уязвимым перед лицом возможных соперников-аристократов, а другой не давал важного источника влияния и поддержания могущества рода, вынудили Алкмеонидов развивать большую активность на других направлениях общественно-политической жизни и использовать другие формы самовыражения, которые были доступны аристократии. К этим поискам альтернативных путей можно отнести, на наш взгляд, в качестве самого основного, такие моменты.

1) Обращение Алкмеонидов к Дельфам и установление связи с ними предоставляло этому роду возможность очиститься от нечестия и обрести покровительство в лице могущественного святилища, имевшего большое влияние на общегреческие дела. Примером взаимоотношений Алкмеонидов и Дельф может служить история с постройкой нового храма и изгнанием спартанцами афинских тиранов по требованию оракула. 2) Поворот Клисфена в сторону народа и проведение демократических реформ имело, как мы знаем, принципиальное значение для последующего развития Аттики. Однако, как сообщают источники, Клисфен совершил этот шаг от безвыходности своего положения в результате борьбы с Исагором. Вполне вероятно, что Алкмеониды первоначально выиграли от территориальной реформы, так как смогли влиять на положение в разных филах и не основывали свое влияние на культах, могущество которых Клисфен попытался уничтожить. Но объективное значение этих реформ, вышедших из нужд сиюминутной политики, для последующего развития афинского государства вряд ли можно переоценить. 3) Связанная с Алкмеонидами литературная традиция, представленная, в первую очередь, Геродотом и основанная, скорее всего, на традиции самого этого рода, представляет Алкмеонидов исконными тираноборцами и защитниками интересов демоса. В сообщениях Геродота присутствуют и сообщения другого характера, освещающие деятельность Алкмеонидов в невыгодном для них свете (например, о соглашениях с тиранами), так что нам необязательно считать, что они изначально защищали интересы народа и не мыслили себе существование в Афинах при Писистрате и Писистратидах, но характерно, что в истории их рода были моменты, отличающие их линию поведения от остальной аристократии и поддающиеся поэтому интерпретации в данном ключе.

Мы не решаемся утверждать, но можно предположить, что явно выраженная активная позиция Алкмеонидов, поиски ими новых путей в политике и различных возможностей для укрепления своего положения исходят из уязвимой позиции Алкмеонидов, в которую они попали после расправы с участниками Килоновой смуты. Алкмеониды, в силу ограничения своих возможностей нечестием и отсутствием культа, стали в некотором смысле новаторами, ищущими альтернативные источники влияния, что, в свою очередь, существенно повлияло на развитие афинского государства, ведь именно от них исходили важнейшие импульсы для его развития - прежде всего, участие в изгнании тиранов и реформа Клисфена.

Что касается Филаидов, то они, на наш взгляд, представляют собой другой, более традиционный, тип аристократической семьи. Проводимая ими политика была больше выдержана в русле старинной родовой знати: основывая свое влияние на знатности и богатстве, Филаиды находили выход своему честолюбию в воинской доблести и практически неограниченной власти на Херсонесе Фракийском, в рамках иного, более медленного, по сравнению с Афинами, социально-политического развития, что и позволяло им сохранять традиции родовой аристократии. Однако весьма характерно, что Кимон Коалем, оставаясь в Афинах и будучи изгнанным Писистратом, предпочел пойти на компромисс с тираном, что показывает несомненное влияние обстоятельств и на политику Филаидов.

В целом, подводя итог сказанному об Алкмеонидах и Филаидах в контексте афинской истории архаического и раннеклассического периодов, нужно отметить несомненное значение представителей аристократических родов в формировании и становлении афинского государства. В то же время, те преобразовательные импульсы, которые исходили от знатных семей, формировались под влиянием внешних факторов, вызванных конкретными, сложившимися в данный момент обстоятельствами.

ПРИМЕЧАНИЯ

[301] Ср.: Connor W.R. The New Politicians of Fifth-Century Athens. Princeton, 1971. Р.11.

[302] Williams G.W. The Curse of Alcmeonidai// Hermathena, vol.80, 1952. P.70.



дальше