Сетевой издательский проект ARISTEASСетевой издательский проект"ARISTEAS"

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение
   Обзор источников
   Обзор научной литературы
Глава I. Эволюция магии
   1. Магия вклассический период
   2. Магия по данным defixionum tabellae позднеклассического и эллинистического времени
   3. Магия эпохи римской империи по данным магических папирусов
   4. Появление теургии как особой формы магии
Глава II. Магия в социо-культурном контексте
   1. Тенденции эволюции отношения к магии в поздней античности
   2. Стоическая идеология у Цицерона
   3. Магия в художественной литературе эпохи Августа
   4. Трагедия и эпос во второй половине I-ого века: Сенека, Лукан, Стаций
   5. Магия в идеологии среднего платонизма.
       Плутарх Херонейский.
       Апулей из Мадавры.
       "Правдивое слово" Корнелия Цельса.

   6. Полемика Порфирия и Ямвлиха.
       Письмо Порфирия к Анебону.
       Трактат Ямвлиха De mysteriis.
Заключение
   Список литературы   
   I. Источники.   
       Издания папирусов, табличек и амулетов.
    II. Литература.   
Список сокращений



ПЕТРОВ Андрей Валентинович | Теургия: социо-культурные аспекты возникновения философски интерпретированной магии в античности

Монография составлена на основании диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Специальность 07.00.03 - Всеобщая история (История Древнего Рима/Древней Греции), защищенной на историческом факультете Санкт-Петербургского Университета в 1997 г. © 2001 г. А.В.Петров; © 2001 г. Центр Антиковедения СПбГУ

Заключение

Подводя итоги исследования, мы хотим указать на принципиальные моменты нашего взгляда на возникновение теургиии. Теугия, являясь основной формой магической практики философов-неоплатоников, не может быть понята без учета двух аспектов ее формирования:

1) теургия возникает из специфической формы магического искусства, известной нам по греческим магическим папирусам из Египта;

2) теургия является элитарной формой магии.

В связи с этим, исследуя возникновение теургии, необходимо рассматривать два процесса: развитие магической практики от классических форм к синкретической средиземноморской магии и эволюцию элитарного сознания от неприятия ее, обоснованного стоицизмом, до ассимиляции, стимулированной платонизмом.

Изучая первый из этих процессов, мы обнаруживаем, что классическая форма магического искусства, хотя и вырисовывается как обособленное явление, не обладает ни сложностью, ни оригинальностью и своим конституирующим признаком имеет частный и ненормативный характер. Вследствие этого, даже религиозно ориентированное сознание, обращаясь к магии, не обнаруживает в ней ничего достойного теоретизирования.

Синкретическая форма магического искусства, сложившаяся к I в. н.э., разительно отличается от классической. Это сложная профессиональная дисциплина, требующая особой подготовки, специальной литературы, опирающаяся на древние (отчасти реальные, отчасти вымышленные) традиции. В рамках этой формы магии существует иерархия процедур, на высшей ступени которой находятся магические сеансы контактов с богами.

Возникающая из этой формы магии теургия не столько меняет ход магических процедур, сколько меняет промежуточные для обычной утилитарной превращает цели (контакт с божеством, достижение богоравной природы) в конечные; видит смысл магических действий в очищении души и оттачивает теоретическую часть магии: сначала демонологическую (средние платоники, Юлиан-теург, Ямвлих), а затем и метафизическую (Ямвлих, Прокл).

Однако, если синкретическая фома магии была уже готова превратиться в элитарную дисциплину, то элитарное сознание еще не было в состоянии воспринять ее вследствие доминирования негативной тендениции в оценке магии, обосновывающейся римским стоицизмом.

Рассмотрение эволюции идеологических клише римской интеллектуальной этиты от Цицерона до Стация показывает, что даже знакомство с греко-египетской магией не меняет негативного отношения к магической практике.

Принципиальные изменения в отношении интеллектуалов к магии связаны с деятельностью средних платоников, и в первую очередь Апулея, впервые обосновавшего возможность обращения к магии элитарного философского сознания.

Процесс усвоения магической деятельности философами завершился благодаря созданию учения о теургии Ямвлихом, где центральным моментом является концепция ellampsis, предложившая этически удовлетворительное обоснование магической практики греко-египетских папирусов.

Таким образом, под теургией мы понимаем элитарную, платонически интерпретированную синкретическую магию, цели которой совпадают с целями платонической философии.

Список литературы

I. Источники.

1. Августин Блаженный. О граде Божием. Т.1-4. М., 1994.
2. Апокриф Иоанна / Пер. М.К.Трофимовой // Апокрифы древних христиан. М., 1989. С.173-217.
3. Аполлоний Родосский. Аргонавтика / Пер. Г.Церетели // Александрийская поэзия. М., 1972. С.143-302.
4. Аполлоний Тианский. Письма / Пер. Е.Г.Рабинович // Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского. М., 1973.
5. Апулей. Метаморфозы / Пер.М.А.Кузьмина // Апулей. Апология. Метаморфозы. Флориды. М., 1956.
6. Аристофан. Комедии / Пер. под ред. Ф.А.Петровского, В.Н.Ярхо. Т.1-2. М., 1954.
7. Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида / Пер. С.Шервинского и С.Ошерова. М., 1979.
8. Гелиодор. Эфиопика / Пер. под ред. А.Егунова. М., 1965.
9. Гигин. Мифы / Пер. Д.Торшилова под ред. А.А.Тахо-Годи. СПб., 1997.
10. Гиппократ. О священной болезни // Гиппократ. Избранные книги / Пер. В.И.Руднева. М., 1994. С.493-514.
11. Гомер. Илиада / Пер. Н.И.Гнедича. Л., 1990.
12. Гомер. Одиссея / Пер. В.Жуковского. М., 1985.
13. Гораций. Собрание сочинений. СПб., 1993.
14. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Пер. М.Л.Гаспарова. М., 1986.
15. Лукан, Марк Анней. Фарсалия / Пер. Л.Е.Остроумова. М., 1993.
16. Лукиан. Избранное / Сост. И.Нахов. М., 1987.
17. Овидий. Героиды / Пер. С.Ошерова // Собрание сочинений. Т.1-2. СПб., 1994. Т.1. С.73-134.
18. Овидий. Метаморфозы / Пер. С.Шервинского // Там же. Т.2. С.7-344.
19. Павсаний. Описание Эллады / Пер. С.П.Кондратьева под ред. Е.В.Никитюк. Т.1-2. СПб., 1996.
20. Происхождение мира / Пер. А.И.Еланской // Изречения египетских отцов. СПб., 1993. С.316-334.
21. Ранние отцы церкви / Пер. П. Преображенского. Брюссель, 1998.
22. Ранович А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. М., 1990.
23. Сенека, Луций Анней. Медея / Пер. С.А.Ошерова. // Луций Анней Сенека. Трагедии / под ред. М.Л.Гаспарова. М., 1983. С.5-34.
24. Софокл. Драмы / Пер. Ф.Ф.Зелинского. М., 1990.
25. Стаций, Публий Папиний. Фиваида / Пер. под ред. С.В.Шервинского, Ю.А.Шичалина, Е.Ф.Шичалиной. М., 1991.
26. Тертуллиан, Квинт Септимий Флорент. К язычникам / Пер. И.Маханькова // Квинт Септимий Флорент Тертуллиан. Избранные сочинения / под ред. А.А.Столярова. М., 1994. С.37-82.
27. Феокрит. Идиллии // Феокрит. Мосх. Бион. Идиллии и эпиграммы / Пер. М.Е.Грабарь-Пассек. М., 1958.
28. Филострат, Флавий. Жизнь Аполлония Тианского / Пер. Е.Г.Рабинович. М., 1973.
29. Фрагменты ранних греческих философов / Пер. А.В.Лебедева. М., 1989.
30. Ювенал. Сатиры / Пер. Д.Недовича и Ф.Петровского // Римская сатира. М., 1957. С.168-280.
31. Alcinoos. Enseignement des doctrines de Platon. Introduction, texte etabli et commente par J. Wittaker et trad. par P.Luis. Paris, 1990. - Алкиной. Учебник платоновской философии / Пер. Ю.А.Шичалина // Учебники платоновской философии. Сост. Ю.А.Шичалин. Москва-Томск, 1995. С.67-100.
32. Ammianus Marcellinus. Res Gestae. / Ed. W.Seyfarth. Berlin, 1986. - Аммиан Марцеллин. Римская история. Пер. Ю.Кулаковского, А.Сонни. СПб., 1994.
33. Ancient Christian Magic. Coptic Texts of Ritual Power / Ed. M.Meyer, R.Smith. San Francisco, 1994.
34. Apulee. Opuscules philosophique et fragments. Texte etabli, traduit et commente par J.Beaujeu. Paris, 1973. - 1) Апулей. О божестве Сократа / Пер. А.Кузнецова // Апулей. Метаморфозы и другие сочинения. М., 1988; 2) Апулей. Платон и его учение / Пер. Ю.А.Шичалина // Учебники платоновской философии. Сост. Ю.А.Шичалин. Москва-Томск, 1995. С.39-66.
35. Apuleius. Apologia sive pro se de magia liber / Ed. H.E.Butler and A.S.Owen. Oxford, 1914. - Апулей. Апология / Пер. С.П.Маркиша // Апулей. Апология. Метаморфозы. Флориды. М., 1956.
36. Catalogue des Manuscrits Alchimiques Grecs // Ed. J.Bidez. Vol.VI. Bruxelles, 1928.
37. Cicero, Marcus Tullius. Scripta quae manserunt omnia / Ed. C.F.W.Muller. Vol.1-10, Lipsiae. 1880-1891. - Цицерон. Философские трактаты / Пер. М.И.Рижского М., 1985.
38. Codex Justiniani // Corpus Juris Civilis / Ed. A.D.Alberto, D.Mauritio, A.Herrmanni. Lipsiae, 1870.
39. Eunapius. Vitae sophistarum / Ed. G.Girangrande, Rome, 1956. - Евнапий. Жизни философов и софистов / Пер. Е.В.Дарк и М.Л.Хорькова // Римские историки IV века. М., 1997.
40. Hermetica. The ancient Greec and Latin writins which contain religious or philosophic teachins ascribed to Hermes Trismegistus / Ed. with engl. translation and notes by W.Scott. Vol.I-II. Oxford, 1924-1925. - Гермес Трисмегист и герметическая традиция Востока и Запада / Пер. К.Богуцкого. Киев-Москва, 1998.
41. Iuliani imperatoris epistulae, leges, poematia, fragmenta varia / coll. J.Bidez et F.Cumont. Paris, 1922. - 1) Юлиан. Против христиан // Ранович А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. М., 1990. С.399-434. 2) Юлиан. Письма / Пер. М.Е.Грабарь-Пассек // Памятники позднего античного ораторского и эпистолярного искусства. М., 1964. 3) Император Юлиан. Письма / Пер. Д.Е.Фурмана под ред. А.Ч.Козаржевского // ВДИ. 1970. №1. С.237-242; №2. С.231-259.
42. Jamblichi De Mysteriis liber / Rec. G.Parthey. Berolini, 1857. - Ямвлих. О египетских мистериях / Пер. Л.Ю.Лукомского. М., 1995.
43. Lactantius. De Mortibus Persecutorum / Ed. J. Pesent. Torino, 1923. - Лактанций. О смертях преследователей / Пер. В.М.Тюленева. СПб., 1998.
44. Livius, Titus. Ab Urbe condita / Ed. H.J.Muller, Vol.1-10. Berlin, 1880-1909. - Тит Ливий. История Рима от основания города / Под ред. М.Л.Гаспарова и Г.С.Кнабе, Т.1-3, М., 1989-1993.
45. Macrobii Saturnalia / Ed. J.Willis. Lipsiae, 1962.
46. Newton. A History of Discoveries at Halicarnassus, Cnidus and Branchidae. Vol.II. London, 1863.
47. Oracles Chaldaiques. Avec un choix de commentaires anciennes. Texte etabli et traduit par Edouard des Places. Psris, 1971.
48. Origen. Contra Celsum / Translation with Introduction by H.Chadwick. London, 1953. - Ориген. Против Цельса / Пер. Л.Писарева. М., 1996.
49. Orphicorum fragmenta / Ed. O.Kern. Berlin, 1922.
50. Philo Alexandrinus. Opera / Ed. L.Cohn, P.Wendland, Vol.1-7. Berolini, 1896-1926.
51. Plato. Opera / Ed. I.Burnet. Vol.1-5. Oxford, 1956-1962. - 1) Платон. Сочинения / под ред. А.Ф.Лосева и В.Ф.Асмуса. Т.1-3. М., 1968-1972. 2) Платон. Алкивиад I / Пер. С.Я.Шейнман-Тонштейн // Платон. Диалоги / под ред. А.Ф.Лосева. М., 1986. С.175-222.
52. Pliny Secundus, Gaius. Naturalis Historia / Ed. L.Ianus. Vol.1-5. Lipsiae, 1859-1877.
53. Plotini Opera / Ed. P.Henry and H.-R.Schuyzer. Vol. 1-3. Oxford, 1964-1977. - 1) Плотин. О сомнениях души. // Плотин. Космогония. Без места. 1995. 2) Плотин. Против гностиков / Пер. Л.Ю.Лукомского // AKADHMEIA. Материалы и исследования по истории платонизма / Под ред. Р.В.Светлова, А.В.Цыба. СПб., 1997. С.229-248.
54. Plutarchi Moralia / Ed. C.Hubert et all. Vol.1-5. Lipsiae, 1924-1957. - 1) Плутарх. Об Исиде и Осирисе / Пер. Н.Н.Трухиной // Плутарх. Исида и Осирис. Киев, 1996. С.5-70. 2) Плутарх. Об "Е" в Дельфах / Пер. Н.Б.Клячко // Там же. С.71-96. 3) Плутарх. О демоне Сократа / Пер. Я.Боровского // Плутарх. Сочинения / Сост. С.Аверинцев. М., 1983. С.501-536. 4) Плутарх. О суеверии / Пер. Э.Юнца // Там же. С.389-400. 5) Плутарх. Об Эроте / Пер. Я.Боровского // Там же. С.544-582.
55. Plutarchus. Vitae parallelae/ Recognoverunt Cl. Lindskog et K.Ziegler, 2 ed. Vol.1-3. Leipzig, 1957-1973. - Сравнительные жизнеописания / Под ред. С.П.Маркиша, С.И.Соболевского, М.Е.Грабарь-Пассек, Т.1-3. М., 1961 - 1964.
56. Porfirio. Lettera ad Anebo. / Ed. A.R.Sodano. Napoli, 1958.
57. Porphyrii de philosophia ex oraculis haurienda. Librorum reliquae / Ed. G.Wolff. Berolini, 1856. - Порфирий. О философии из оракулов / Пер. А.Б.Рановича // Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. М., 1990. С.351-353.
58. Porphyrii vita Plotini // Plotini Opera / Ed. P.Henry and H.-R.Schuyzer. Vol.1-3. Oxford, 1964-1977. - Порфирий. Жизнь Плотина / Пер. М.Л.Гаспарова // Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986. С.462-476.
59. Porphyrios. De regressu animae // Bidez J. Vie de Porphyre, le philosophe neo-platonicienn. Avec les fragmentes des traites Peri agalmaton et De regressu animae. Grand, Leipzig, Hildesheim, 1913.
60. Procli Diadochi in Platonis Cratylum commentaria / Ed. G.Pasquali. Lipsiae, 1908.
62. Procli Diadochi in Platonis Timaeum commentaria / Ed. E.Diehl. Vol.1-3. Lipsiae, 1903-1906.
64. Proclus. The Elements of Theology / Ed. E.R.Dodds. Oxford, 1963. - Прокл. Первоосновы теологии / Пер. А.Ф.Лосева. М., 1993.
66. Scriptores historiae Augustae / Ed. E.Hohl. Vol.1-2. Lipsiae, 1955. - Властелины Рима. Биографии римских императоров от Адриана до Диоклетиана / Пер. С.Н.Кондратьева под ред. А.И.Доватура. М., 1992.
67. Sepher ha-Razim. The Book of the Mysteries / Transl. M.A.Morgan. New-York, 1983.
68. Tacitus, Publius Cornelius. Libri qui supersunt/ Ed. E.Koestermann. Vol.1-2. Leipzig, 1965-1969. - Корнелий Тацит. Сочинения / Пер. А.С.Бобовича и Г.С.Кнабе. Т.1-2. М., 1993.
69. The Old Testament Pseudepigrapha / Ed. by H.Cherlesworth. Vol.1. Apocalyptic Literature and Testaments. London, 1983.
70. Tibullus. Carmina // Albii Tibulli aliorumque carminum libri tres / Ed. F.W.Lenz, Leiden, 1964.
71. Zostrianos / Ed. and transl. J.H.Sieber // Nag Hammadi Studies / Ed. M.Krause and others. T. XXXI. Leiden, New York, Kobenhavn, Koln, 1991.

Издания папирусов, табличек и амулетов.

72. Audollent A. Defixionum Tabellae. Paris, 1894.
73. Bonner C. Studies in Magical Amulets Chiefly Graeco-Egyptian. Ann Arbor, 1950.
74. Papyrus magica musei Lugdunensis Batavi / Ed. A.Dieterich. Lipsiae, 1888.
75. The Demotic Magical Papyri of London and Leiden / Ed. F.L.Griffith and H.Thomson. London, 1904.
76. Wunsch R. Defixionum Tabellae Atticae. Berlin, 1873.
77. Wunsch R. Sethianische Verfluchungstafeln aus Rom. Leipzig, 1898.

II. Литература.

78. Буасье Г. Римская религия от Августа до Антонинов. М. 1914.
79. Бычков В.В. Эстетика поздней античности. М., 1981.
80. Желтова Е.В. Античная традиция о персидских магах Зороастре, Остане и Гистаспе (жанровая принадлежность сохранившихся свидетельств). Автореф. канд. дисс. СПб., 1995.
81. Леви-Строс К. Пути развития этнографии // Леви-Строс К. Первобытное мышление. М., 1994 С.29-36.
82. Леви-Строс К.Руссо - отец антропологии // Там же. С.19-28.
83. Леви-Строс К. Три вида гуманизма // Там же. С.15-18.
84. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Т. 7. М. 1988.
85. Майоров Г.Г. Цицерон как философ // Цицерон. Философские трактаты. М., 1985.
86. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М., 1979.
87. Никитюк Е.В. Процессы по обвинению в религиозном нечестии (асебейе) в Афинах во второй половине V в. до н.э. // Античный мир. Проблемы истории и культуры. Сборник научных статей к 65-летию со дня рождения Э.Д.Фролова / под ред. д-ра ист. наук И.Я.Фроянова. СПб., 1998.
88. Никольский Б.В. Система и текст XII таблиц. СПб., 1897.
89. Нильссон М. Греческая народная религия. СПб., 1998.
90. Петров А.В. К истории религиозно-философской мысли поздней античности (учение Прокла о магических именах) // Вестник СПбУ. Сер.2. 1995. Вып.4. С.15-21.
91. Петров А.В. Прокл. О способе создания божественных мифов. Вводная статья, перевод, комментарии // AKADEMEIA. Материалы и исследования по истории платонизма / Под ред. Р.В.Светлова и А.В.Цыба. Вып.1. 1997. С.252-278.
92. Плотников В. История христианского просвещения в его отношении к древней греко-римской образованности. Период первый. От начала христианства до Константина Великого. Казань, 1885.
93. Светлов Р.В. Античный неоплатонизм и александрийская экзегетика. СПб., 1996.
94. Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979.
95. Столяров А.А. Стоя и стоицизм. М., 1995.
96. Тейлор Э. Первобытная культура. М., 1939.
97. Токарев С.А. Сущность и происхождение магии // Ранние формы религии. М., 1990.
98. Утченко С.Л. Цицерон и его время. М., 1986.
99. Фрезер Дж.Дж. Золотая ветвь: исследование магии и религии. М., 1980.
100. Хосроев А.Л. Александрийское христианство по данным текстов Наг-Хаммади. М., 1991.
101. Хосроев А.Л. Из истории раннего христианства. М., 1997.
102. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991.
103. Abt A. Die Apologie des Apuleius von Madaura und die antike Zauberei. Giessen, 1908.
104. Andresen C. Logos und Nomos: Die Polemic Kelsos wider das Urchristentum. Berlin, 1955.
105. Athanassiady P. Dreams, Theurgy and Freelance Divination: The Testimony of Iamblichus // The Journal of Roman Studies. V.83. 1993.
106. Aune D.E. Magic in Early Christianity. // ANRW. Tl.2. Bd.23. Hbbd.2. 1980. S.1507-1557.
107. Barnes T.D. Constantine and Eusebius. Cambridge, 1981.
108. Baronius. Annales Ecclesiasticis / Ed. Theiner. 1864.
109. Beierwaltes W. Lux intelligibilis. Untersuchung zur Lichtmetaphysik der Griechen. Munchen, 1957.
110. Benko S. Pagan Rome and the Early Christians. Bloomington, 1984.
111. Bidez J. Le philosophe Jamblique et son ecole // Revue des etudes grecques. T.32. 1919. P.29-40.
112. Bidez J. La Vie de l'impereur Julien. Paris, 1930.
113. Bidez J. Vie de Porphyre, le philosophe neo-platonicienn. Avec les fragmentes des traites Peri agalmaton et De regressu animae. Grand, Leipzig, Hildesheim, 1913.
114. Bonner C. Studies in Magical Amulets Chiefly Graeco-Egyptian. Ann Arbor, 1950.
115. Bortsler Fr. Porphyrios' Schrift von den Gotterbildern. Erlangen, 1903.
116. Bouche-Leclercq A. Histoire de la divination de l'antiquite. T.1-4. Paris, 1879.
117. Boyance P. Theurgie et telestique neoplatonicienne // Revue de l'histoire des religious. V.147. 1955. №2.
118. Burkert W. Lore and Science in Ancient Pythagoreanism. Cambridge, 1972.
119. Chadwick H. Philo and Beginnings of Christian Thought // Cambridge History of Anncient Greek and Early Mediaeval Philosophy / Ed. A.H.Armstrong. Cambridge, 1967. P.137-192.
120. Cochez J. Plotin et les mysteres d`Isis // Revue neo-scolastique de philosophie. T.18. 1911. P.308-340.
121. Cumont Fr. The Oriental Religion in Roman Paganism. Chicago, 1911.
122. Delatte A. La Catoptromancie grecque et ses derives. Paris, 1932.
123. Deubner L. Attische Feste. Berlin, 1932.
124. De Vries J. Magic and Religion // History of Religion.1962. №1. Р.214-221.
125. Dieterich A. Abraxas, Studien zur Religionsgeschichte des spatern Altertums. Leipzig, 1891.
126. Dillon J. The Middle Platonists. A Study of Platonism 80 B.C. to A.D. 220. London, 1977.
127. Dodds E.R. The Unknown God in Neoplatonism // Proclus. The Elements of Theology / E. R. Dodds. Oxford, 1963. P.344-345.
128. Dodds E.R. Theurgy // E.R.Dodds. The Greecs and the Irrational. Berkeley, 1963. P.283-311.
129. Dodds E.R. New Light on the "Chaldaen Oracles" // Levi H. Chaldaean Oracles and Theurgy / Nov. ed. M.Tardieu. Paris, 1978. P.693-701.
130. Dodds E.R. Supernormal Phenomena in Classical Antiquity // E.R.Dodds. The Ancient Concept of Progress and other Essays on Greek Literature and Belief. Oxford, 1973. P.156-210.
131. Durkheim E. The Elementary Forms of the Religios Life. New York, 1965.
132. Eitrem S. Die suvstasi" und der Lichtzauber in der Magie // Symbolae Osloenses. Fasc. VIII. 1929. P.49-53.
133. Eitrem S. La theurgie chez les Neo-platoniciens et des Papyrus Magiques // Symbolae Osloenses. Fasc. XXII. 1942. P. 49-79.
134. Evans-Pritchard E.E. Witchcraft, Oracles and Magic among the Azande. Oxford, 1937.
135. Festugiere A.J. L'Ideal religieux des Grecs et L'Evangile. Paris, 1932.
136. Gallagher E.V. Divine Man or Magician? Celsus and Origen on Jesus. Society of Biblical Literature, 1982.
137. Garrett S.R. The Demise of the Devil: Magic and Demonic in Luke's Writings. Minneapolis, 1989.
138. Gilson E., Bohner Ph. Geschichte der cristlichen Philosophie von ihren Anfangen bis Nikolaus von Cues. Padeborn, 1952.
139. Goedeckemeyer A. Die Geschichte des griechischen Skeptizismus. Leipzig, 1905.
140. Goode W.J. Relidion among the Primitives. Glencoe, 1951.
141. Hadot P. Bilan et perspectives sur les "Oracles Chaldaiques" // H.Levi. Chaldaean Oracles and Theurgy. Nov. ed. M.Tardieu. Paris, 1978. P.703-720.
142. Harnak A. Die Mission und Ausbreitung des Christentums in den ersten drei Jahrhunderten. 4 Aufl. Bd.1-2. Leipzig, 1924.
143. Hopfner Th. Griechisch-Agyptischer Offenbarungszauber. Bd.1-2. Leipzig, 1921-1924.
144. Hopfner T. Mageia // RE. 2 Reihe. Bd. XIV. Hbbd. 1. Coll. 301-393.
145. Hopfner Th. Theurgie // RE. 2 Reihe. Bd. VI. Hbbd. 1. Coll.258-270.
146. Jaeger W. Das fruhe Christentum und die griechische Bildung. Berlin, 1963.
147. Kee H.C. Medicine, Miracle and Magic in New Testament Times. Cambridge, 1986.
148. King C.W. The Gnostics and their Remains. London, 1887.
149. Klibansky R. The Contiuity of the Platonic Tradition during the Middle Age. London, 1939.
150. Kolenkow A.B. Relationships between Miracle and Prophecy in the Greco-Roman World and Early Christianity // ANRW. Tl.2. Bd.23. Hbbd.2. 1980. S.1471-1506.
151. Kroll W. De oraculis Chaldaicis. Breslau, 1894.
152. Kroll W. P. Nigidius Figulus // RE. 2 Reihe. Bd. XV. Hbbd. 2. Coll. 258-270.
153. Kuster B. De tribus carminibus papyri Parisinae magicae. Konigsberg, 1912.
154. Larsen B.D. La plase de Jamblique dans la philosophie antique tardive // De Jamblique a Proclus: Entretiens prepares et presides par Heinrich Dorrie. Vandoeuvres, Geneve, 1974.
155. Levi H. Chaldaean Oracles and Theurgy / Nov. ed. M. Tardieu. Paris, 1978.
156. Levinskaya I.A. Syncretism - the Term and Phenomenopn // Tyndale Bulletin. Vol.44. 1993. №1. P.118-128.
157. Liebeschuetz J.H. Continuity and Change in Roman Religion. Leipzig, 1979.
158. Lloyd A.C. The Later Neoplatonists // The Cambridge History of Later Greek and Early Medieval Filosophy / Ed. A.H.Armstrong. Cambridge, 1967. P.270-325.
159. Macarius J. Abraxas seu Apistopistus. 1657.
160. MacMullan R. Enemies of Roman Order. Cambridge, 1966.
161. Mauss M. A General Theory of Magic. New York, 1972.
162. Merlan Ph. From Platonism to Neoplatonism. Cambridge (Mass.), 1963.
163. Merlan Ph. Religion and Philosophy from Plato's "Phaedo" to the Chaldaean Oracles // Journal of History of Philosophy. 1963. Vol.1. P.163-176.
164. Merton R.K. Approaches to the Study of Sociale Structure. New York, 1973.
165. Nilsson M.P. Die Religion in den griechischen Zauberpapyri // Nilsson M. Opuscula selecta. 3 Bde. Lund, 1960. Bd.3. S.130-149.
166. Nilsson M.P. The Minoan-Mycenaean Religion and Its Survival in Greek Religion. Lund., 1927.
167. Nilsson M.P. The Rise of Astrology in the Hellenistic Age // Meddelande Fran Lunds Astronomiska Observatorium. Ser. II. Nr.111. Lund, 1943. P.1-9.
168. Nock A.D. Greek Magical Papyri // A.D. Nock. Essays on religion and the ancient world. V.1-2. Cambridge, 1972. P.176-194.
169. Nock A.D. Greeks and Magi // Ibid. P. 516-526.
170. Nock A.D. Paulus and Magus // Ibid. P. 313-316.
171. Nock A.D. Studies in the Graeco-Roman Beliefs of the Empire // Ibid. P. 33-48.
172. Park R.E., Burgess E.W. Introduction into the Science of Sociology. Chicago, 1921.
173. Pohlenz M., Die Stoa. Geschichte einer geistigen Bewegung. Bd.1-2. Gottingen, 1948-1949.
174. Preisendanz K. Fluchtafel (Defixion) // Reallexikon fur Antike und Christentum. Bd. VIII. 1972. Coll.1-29.
176. Reitzenstein R. Die Hellenistischen Mysterienreligionen nach ihren Grundgedanken und Wirkungen. 3. Aufl. Leipzig, 1927.
177. Reitzenstein R. Poimandres. Studien zur griechisch-agyptischen und furchristlichen Literatur. Leipzig, 1904.
178. Remus H. Pagan-Christian Conflict over Miracle in the Second Century. University of Pennsilvania, 1979.
179. Rist J.M. Stoic Philosophy. Cambridge, 1969.
180. Robinson J.M. The Three Steles of Seth and the Gnostics of Plotinus // Proceeding of the International Colloquium on Gnosticism. Stokholm. August 20-25, 1973 / Ed. G.Widegren. Stokholm, 1977. P.132-142.
181. Roscher W.H. Lexicon der griechischen und romischen Mythologie. Bd.1-7. Leipzig, 1884-1937.
182. Smith J.S. Good News is No News: Aretalogy and Gospel // Christianity, Judaism and Other Greco-Roman Cults / Ed. J.Neusner. Leiden, 1975.
183. Smith J.S. Towards Interpreting Demonic Powers in Hellenistic and Roman Antiquity // ANRW. Tl.2. Bd.16. Hbbd.1. 1978. S.425-439.
184. Smith W.D. So-colled Possession in pre-Christian Greece // TAPA. 1965. Vol.96. P.403-246.
185. Suss W. Cicero. Eine Einfuhrung in seine philosophischen Schriften. Wiesbaden, 1966.
186. Theiler W. Die chaldaischen Orakel und die Hymnen des Synesios. Halle, 1942.
187. Timothy H. The Early Christian Apologists and Greek Philosophy. Assen, 1973.
188. Torndike L. A History of Magic and Experimental Science. Vol.1-8. New York, 1923-1958.
189. Tzavella-Evjen H. Homeric Medicine // The Greek Renaissance of the Eighth Century B.C.: Tradition and Innovation. Proceedings of the Second International Symposium at the Swedish Institute in Athens, 1-5 June, 1981 / Ed. R.Hagg. Stockholm, 1983. P.185-188.
190. Kroll W. De oraculis Chaldaicis. Breslau, 1894.
191. Westerink L.G. The Greek Commentaries on Plato's Phaedo. Vol.I-II. Amsterdam, 1976-1977.
192. Wilken R.L. The Christians as the Roman Saw Them. New Haven, 1984.

Список сокращений

ВДИ - Вестник древней истории
ANRW - Aufstieg und Niedergang der romischen Welt. Berlin; New York
PG - Patrologiae Cursus Completus. Patrologia Graeca / Ed. J.P.Migne. 162 Vol. usque ad saec. XV, 1857-1866
RE - Paulys Realencyclopaedie der classischen Altertumswissenschaft. Neue Bearbeitung. Stuttgart, 1893-
TAPA - Transactions and Proceedings of American Philological Society
OZ - Griechisch-Agyptischer Offenbarungszauber
PGM - Papyri Graeci Magici
SHA - Scriptores Historiae Augustae
CJ - Codex Justiniani